Фотография уже давно плотно вошла в жизнь человека. Каждый из людей старается запечатлеть разные приятные для себя моменты. И чтобы снимки были высокого качества, производители предлагают специальное оптическое оборудование – телеобъективы.
Что такое телеобъектив
Телеобъектив (модуль телефото, телевик) – это специальное оптическое оборудование, которое позволяет получить четкое и качественное изображение даже, если снимать на дальнем расстоянии от объекта съемки. Также данное оборудование помогает скорректировать внешний вид предмета съемки. Например, уменьшить глубину (создать впечатление меньшей глубины, резкости) или визуально уравновесить разницу в размерах между объектом съемки и окружающими предметами.
Характеристики телеобъектива
Какими основными техническими характеристиками обладает данное оборудование? Важно отметить, что речь идет о характеристиках съемных телеобъективах. Для смартфонов они, по большей части, не актуальны.
- Разрешающая способность объектива – это детализация изображения предмета, передаваемая объективом на матрицу или пленку. Данный параметр измеряется в количестве линий, которое может передать оптическое оборудование на 1 миллиметр пленки или матрицы. Чем их больше, тем четче и детализирование будет снимок.
- Система стабилизации изображения – относится только к съемным оптическим приборам. Она обозначает своеобразную компенсацию мелкой вибрации при съемке. Специалисты отмечают, что данная характеристика наиболее актуальна при съемках дальних объектов и при создании снимков в темное время суток или же в темной фотостудии (комнате).
- Вес – один из основных показателей, который останавливает многих фотолюбителей от приобретения качественного телевика. Стандартный его вес варьируется от 1,5 до 2 килограмм, что означает большие трудности при съемке. Поэтому некоторые фотографы останавливаются или на более легкой версии, жертвуя качеством фото, или приобретают дополнительное оборудование, чтобы немного сэкономить силы. Но второй вариант ограничивает фотографов по выбору мест съемки.
- Конструкция фокусировки. Она может быть внутренней и внешней. При первом варианте фотограф может не отвлекаться от съемки, передвигая объектив из стороны в сторону. А вот при втором, придется пожертвовать небольшим количеством времени, чтобы настроить и дождаться, пока внешние детали фокусировки встанут на место. Это недолго, но не всегда удобно, когда хочется быстро «поймать» хороший кадр.
- Светосила. Сумма качества используемой оптики и максимальной диафрагмы. Важно отметить, что, чем меньше число указано в документах на объектив, тем качественнее это оборудование.
Для чего используется телеобъектив
Спектр его применения довольно широкий, например:
- Пейзажи.
Для съемок в этом стиле требуется практический навык, так как без этого можно будет получить «плоские» изображения.
- Портреты или групповые снимки людей.
Особенно это актуально, когда хочется снять кадр в незнакомом месте, и есть психологические барьеры, мешающие работе. Такой объектив помогает запечатлеть удачный, четкий и качественный снимок с большого расстояния. Поэтому модель (или группа моделей) могут даже не увидеть фотографа.
Отдельно стоит отметить, что такой оптический прибор помогает запечатлеть людей, когда к ним чисто физически невозможно подойти. Например, во время футбольного матча или соревнований по фигурному катанию.
- Макросъемка.
Телеобъектив может выручить фотографа, решившего снимать цветы, насекомых и другие небольшие объекты в естественной среде обитания. Но для этого необходимо убедиться, что у прибора есть специальные настройки для такого рода съемки.
- Для съемок животных в их естественной среде обитания.
- Для незабываемых свадебных фотографий, которые будут в корне отличаться от стандартных.
Ведь такой объектив можно сфотографировать церемонию бракосочетания, не мешая основному действию. Следовательно, могут появиться неожиданные кадры.
- Астрофотография.
Основные термины фотосъемки
Стабилизация изображения
Одна из технических характеристик телеобъектива. Как ранее было сказано, она необходима с учетом дальнего расстояния и немалого веса оборудования. Ведь эти два фактора образуют тряску рук и последующую вибрацию камеры. Специалисты рекомендуют, чтобы сильнее уменьшить вибрацию для длительных съемок, приобрести специальные штативы.
Фокусное расстояние
Возможность приблизить изображение объекта для съемки без необходимости близкого к нему нахождения. Особенно это важно в дикой природе, на участках с опасными явлениями природы (например, извергающийся вулкан или торнадо) или когда нет физической возможности подобраться к объекту съемок (например, на концерте).
Автофокус
Быстрое и четкое фокусирование в динамичных ситуациях при помощи ультразвукового или суперзвукового механизма. Можно настроить на определенное расстояние и дистанцию, чтобы не отвлекаться на другие объекты. Настройки можно зафиксировать или поменять при помощи ручного режима.
Апертура
Другими словами – это светосила телевика. Чем больше этот параметр, тем лучше качество снимка. Но стоит отметить, что приборы с высокой апертурой отличаются большим весом, габаритами и стоимостью. Поэтому перед покупкой необходимо несколько раз просчитать, для чего именно нужен объектив с такими параметрами.
Перспектива
Размер и расстояние между объектами съемки уравновешиваются. Предметы, которые находятся дальше, приближаются и заполняют большую часть кадра.
Грип
Расшифровывается как Глубина Резкости или глубина резко Изображаемого Пространства. Зависит от использования телеобъектива. При привычном использовании (съмка объекта на расстоянии) глубина резкости снижается. При приближении к объекту, глубина резкости постепенно возрастает.
Засветки
Засветка – это попадание большого количества света в кадр (или он остается за кадром). Вследствие чего падает контраст снимка, изображения становятся нечеткими (размытыми) и появляются ненужные блики.
Оптические технологии
Обозначение целого спектра новых достижений, которые применяются при разработке и последующем выпуске новых телевиков. К ним можно отнести: нано покрытия, поглощающие блики, дифракционную оптику (Линза Френеля), антиотражающее покрытие и так далее.
Телеконвертеры
Дополнительное оптическое оборудование, которое позволяет дополнительно увеличить расстояние не меняя объектив. При этом не теряются серьезные характеристики. Отдельно стоит отметить, что при использовании телековертера возникает потеря света и теряется возможность полноценно использовать автофокус (необходима дополнительная настройка).
Что значит широкий угол
Это расстояние, составляющее менее 35 миллиметров. Такая характеристика помогает охватывать большой спектр изображения на минимальном расстоянии от объекта съемки. Используется в производстве широкоугольных объективов.
Особенности телеобъективов
Есть ряд особенностей, которые делают телевики поистине уникальными оптическими инструментами для качественной фотосъемки. Это:
Быстрые и медленные объективы
Сразу стоит отметить, что эти два термина ни в коем разе не описывают скорость фокусировки. Эти два понятия относятся к диафрагме. Точнее, к размеру максимально открытой диафрагмы. У быстрых диафрагма раскрывается намного шире, чем у медленных. В связи с этим у быстрых есть ряд преимуществ:
- Попадает больше света, что делает изображение ярче, четче.
- Глубина резкости меньше, что позволяет получить размытый фон и четкий главный предмет съемки.
Телеобъектив для портрета
Может показаться странным, но телевики считаются практически идеальными инструментами для создания качественных фотопортретов. При их использовании можно получить качественное изображение модели, и размытый фон, который не отвлекает от лица. При съемке лиц правильно использовать фокусное расстояние в 2 раза больше нормального.
Также стоит отметить, что длинные телеобъективы позволяют снимать модель (или группу людей) на значительном расстоянии, что позволяет нивелировать некоторые психологические барьеры. Особенно это касается тех ситуаций, когда необходимо снять модель в толпе, и, чтобы все движения, поза, взгляд были максимально естественными. К сожалению, не у всех, даже профессиональных моделей, это получается. Поэтому телевик для фотографа – идеальное решение для таких тяжелых ситуаций.
Телеобъективы для макросъемки
Здесь необходимо учитывать наличие настроек «макро» для такого рода съемок. Если их нет, то придется долго искать подходящий угол для съемки небольшого объекта (цветка, насекомых). Но зато такие объективы позволяют без проблем настроить фокус, чтобы снять небольшие предметы без необходимости близкого нахождения к ним.
Как правильно фотографировать на телеобъектив
Для получения качественного фото необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Жесткая фиксация до и вовремя съемки, чтобы не «смазать» кадр.
- Учитывайте глубину резкости. Если необходим четкий и детально проработанный фон, то нужно рассчитывать дистанцию.
- Заранее продумывайте композицию, чтобы объект был в выигрышном свете.
Правила использования широкоугольного объектива
- Учитывайте преувеличение перспективы. Особенно это касается пейзажной съемки, когда вместо красивого пейзажа можно будет получить четкое и детальное изображение объектов первого плана.
- Необходимо учитывать композицию: в каждом секторе кадра должно быть что-то интересное. Стоит избегать ситуаций, когда главное размещено только на одном участке фото.
- Грамотно используйте негативное пространство (то есть пространство, незаполненное чем-то). Другими словами, стройте композицию так, чтобы пустота «играла» и стала интересным объектом сама по себе.
- Соблюдайте дистанцию. К сожалению, такие объективы прекрасно справляются только со съемкой близких объектов. Для более далеко расположенных предметов стоит использовать другие инструменты для фотографии.
Макросъемка телевиком
Как говорилось ранее, телеобъективом можно спокойно заниматься макросъемкой. Это позволит получить прекрасные, детализированные фотографии. Главное: или заранее потренироваться над правильным углом съемки, или приобрести оптическое оборудование с настройками «макро», чтобы обеспечить себе спокойную работу.
Ошибки применения телевика и ширика
Их много. Вот некоторые из них:
- Пересвечивание (засветка) кадра.
Это когда фотограф не рассчитывает расположение источников освещения, и в итоге на фото появляются засветы, которые ничем не убрать. Только переснимать кадр.
- Неправильный выбор объектива для решения поставленной задачи.
Например, можно считать грубейшей ошибкой съемку спортивного репортажа шириком, а интерьер небольшой комнаты – телевиком. В итоге, можно получить не очень хорошие по качеству снимки. Поэтому стоит учитывать задачу перед выбором объектива, чтобы эффективно использовать его возможности.
- Не проработана композиция. Как бы ни хотелось быстро сделать «удачный кадр», все-таки стоит сначала изучить обстановку, выбрать удачную точку и время для съемок. Это позволит создать уникальную фотографию, непохожую на другие.
- Ошибка в расстановке акцентов.
По кадру непонятно, где именно акцент, так как слишком много посторонних предметов, притягивающих внимание. Также стоит отметить, что при такой ошибке невозможно будет понять, что именно хотел сказать автор своим произведением.